Картина 1(вступительная) Есть несколько предметов в программе обучения ВШЭ, о которых ходят самые разнообразные слухи. Как правило, это история о том, как один “маленький, но очень умный” студент сдавал звероподобному преподавателю экзамен, естественно, по предмету который ему (студенту) в жизни никогда не пригодится. И главное дело, ведь все правильно рассказал, а его (умного студента) завалили. Нет, ну, за что? Где справедливость?!.. “И так будет с каждым”, заканчивает свой рассказ студент, туша сигарету. Страшная сказка, но не более. Всегда найдутся люди которые даже что-то самое-самое сдают с первого раза, и любую подобную легенду разнесут в пух и прах. Если могут они, почему не может другой? Ведь учатся люди на пятом курсе, и госэкзамены сдают. Тезис такой: сдать можно, что угодно и кому угодно (а плохому танцору только хирург поможет). Есть, конечно, преподаватели знакомые с садомазом не понаслышке, ну там, названия китайских партий и чем эти заразы друг от друга отличаются, или свежие курсы пятнадцати валют мира. И даже здесь поднатужившись можно найти рациональное зерно, и смело идти на игру “Кто хочет стать миллионером?”. Картина 2 (классическая) А вот пример страшной истории, часто используемой преподавателями для запугивания молодняка. Мол, без использования дополнительной литературы при подготовке к экзаменам, только на основании имеющихся лекций, сдать их самый наиглавнейший предмет нельзя. Для остроты восприятия этот монолог сопровождается списком литературы из двадцати изданий прошлого века. Не претендуя на открытие, для тех, кто этого еще не заметил, скажу, что на экзамене об этом мало кто вспоминает. Оценивая ответ по принципу “ХЛЗ” (хоть лекции знает, и то ладно). Картина 3 (впечатляющая) Есть такое мнение, что чем более сильное впечатление студент произведет на преподавателя, тем легче ему будет на экзамене. Мнение не безосновательное. И тут уж, кто во что горазд, чем, значит, Бог не обидел: конфетки-коньячок, шортики-маячки, сигареты-спички, на машине подвести… Более продвинутые бьют по самому незащищенному месту – преподавательскому самолюбию, желанию знать, что ты нужен, сумел заинтересовать. Как мило, не правда ли? И тем не менее, практика показывает, что хорошо замаскированная лесть, дает сто очков вперед, любой самой короткой юбке. Подчеркну, хорошо замаскированная, ибо, зная за собой такой грешок, открытых льстецов преподаватели не любят. И так, если кто-то из преподавателей заявит, что “любимчиков” не имеет и всегда объективен – вранье! Но не спешите им завидовать. Простите за каламбур, но некоторые преподаватели так их потом на экзамене “имеют”, что мало не покажется. Здесь используется другой педагогический принцип – “БИО 100” (было интересно – отвечай на 100%). Конечно, не все преподаватели так к себе строги, далеко не все. Вообще, преподавательская любовь и наоборот абсолютная неприязнь к отдельным индивидуумам, тема особая, и не мне о ней рассуждать. Картина 4 (напутственная) Наверняка, уже слышали в напутственном слове: “Списать? Не-ет, у меня это невозможно!” Наверняка, уже сталкивались с партами расставленными в шахматном порядке. Ну, что по этому поводу можно сказать? Очередное заблуждение, и только. Списать можно везде и у каждого. Практика это подтверждала неоднократно. Полезных советов здесь быть не может, у каждого профессионала своя школа, свой метод. Само по себе написание шпор и флагов, это признают и те кто с ними борется, очень даже полезно – зрительная память работает и все такое. Но прежде чем решить “достать или не достать”, ответьте на главный вопрос – как ваша ошибка может сказаться на остальных. Коллеги вам не простят, если после того как вас поймают за руку, оставшиеся не получат оценки выше “удовл.”, был такой прецедент. А вообще, неплохой способ получить приличную дозу адреналина, хотя, на мой взгляд, на экзамене этого добра и так хватает. Так что давайте рассматривать списывание как очередной вид экстремального спорта – пользы мало, зато куча впечатлений. Картина 5 (заключительная) Ну, ведь бывает же такое, а? Ну, ведь все же выучил, по честному, без понтов, на последний вопрос уже просто ни сил, ни времени не хватило. Всего один вопрос. И почему именно он сейчас лежит у меня перед глазами? Неужели фортуна так бессовестна? А ведь были случаи, когда в впопыхах успеваешь прочитать только первый вопрос, и, о, слава, Халяве, он тебе и попадается. Что делать? Есть несколько способов: 1. Плавно перевести вопрос на тему которая тебе знакома, кто бы что ни говорил, в 90 случаях из 100 это получается; 2. использовать информацию из других предметов, благо они достаточно часто пересекаются; 3. лить воду, пережевывая формулировку вопроса по несколько раз, редко, правда, но помогает. Короче, можно сделать все, что угодно, но признаться в собственном поражении, последнее дело. В общем, экзамен – это, прежде всего, лотерея, и всегда везет в ней только дуракам, остальным везет крайне редко и приходится рассчитывать только на себя. На этой оптимистичной ноте, разрешите откланяться, и пожелать всем ни пуха, ни пера.
|